Сотрудники кафедры химии Одесского государственного экологического университета разработали новый «холодный» способ переработки старых автомобильных покрышек.
Количество использованных покрышек растет с каждым годом. При этом в каждой покрышке в среднем содержится 15 вредных для человека веществ. Плюс сама покрышка естественным способом может разлагаться не одно столетие.
Соответственно надо их перерабатывать и здесь все также не радостно. Сегодня на планете перерабатывается не больше 30% автомобильных покрышек. Лучше всего дела обстоят в Европе. К примеру, Финляндия перерабатывает не только собственные шины, но и помогает с утилизацией соседям. В остальном мире все не так радужно. Огромные свалки покрышек занимают порой десятки гектаров. Иногда на них происходят пожары, и в окружающую среду выбрасываются тонны вредных веществ. Потушить пылающую свалку шин не так просто, и гореть она может много дней и недель.
По данным ООН, ежегодно в мире образуется более 24 миллиона тонн отходов в виде изношенных автопокрышек, из которых около 15 миллионов тонн выбрасывается на свалки.
Существует три основных способа использования старых покрышек: сжигание ради тепла, пиролиз (термическое разложение) с получением жидких продуктов, сходных с нефтепродуктами; и механическое дробление с последующей переработкой резиновой крошки в резинотехнические изделия. Ни один из них нельзя назвать абсолютно безопасным для окружающей среды.
Сотрудники ОГЭкУ решили пойти другим путем. Они предлагают замораживать шины до сверхнизких температур жидким азотом. Как рассказал заведующий кафедрой химии доктор технических наук, профессор Александр Сафронков, после замораживания и отделения корда (металлической части), резина, которая пребывает в стекловидном состоянии, прессуется, рассыпаясь в порошок.
«Полученную крошку мы предлагаем девулканизировать и превращать в пригодный для вторичной переработки полимер. Для этого применяется органический растворитель и специальный катализатор — ониевую соль, — рассказывает ученый. — Наш метод позволяет практически полностью регенерировать отходы резины путем химического разрушения их молекулярных цепей. Другими словами, это уже не отходы, а сырье для производства новых покрышек».
Главной проблемой такого проекта, может стать стоимость утилизаций!