Проблемы от новой маркировки шин

По мнению российских экспертов, новые требования к маркировке приведут к росту расходов, а также замедлят давно отлаженные бизнес-планы. Плюс к этому, возможен дефицит продукции.

С 1 ноября 2020 г. все импортеры и производители обязаны изготавливать и ввозить в Россию только шины с новой маркировкой, и они также обязаны подавать в Государственную информационную систему (ГИС) сведения об их вводе в оборот. Оптовые компании, работающие напрямую с производителями, обязаны также передавать в ГИС сведения о движении маркированных шин. Розничные магазины при продаже маркированных шин обязали через онлайн-кассу подавать сведения об их выходе из ГИС путем сканирования кодов.

С 15 декабря 2020 г. продажа немаркированной продукции будет считаться нарушением закона. Разрешено будет только хранение имеющихся немаркированных шин. Соответственно до 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны будут промаркировать и все товарные остатки, с этого момента даже хранение шин без кодов запрещено.

Новая маркировка шин

Директор по информационным технологиям компании «Нортек» Игорь Савков в интервью для изданием «Толк» прямо говорит, что производители не в восторге от нововведений. По его словам, они влекут серьезные финансовые и временные затраты, а также существенное изменение бизнес-процессов. При таком раскладе, не исключено, что товар конфискуют и оштрафуют.

Савков рассказал, что коды маркировки необходимо покупать у государства. За выпуск одного кода необходимо заплатить госоператору 60 копеек, еще 1 руб. 20 копеек – это затраты на типографию. «Если рабочие, которые и без того перегружены, неправильно наклеят код маркировки и в результате варки он повредится, его придется удалить и нанести новый код», – сказал он.

При выпуске 150 тыс. шин в месяц производителю придется отдавать 300 ты. руб. только за коды маркировки. Савков добавляет, что компания уже закупила необходимое оборудование, которое будет считывать и печатать коды маркировки, потратив на это около 6 млн. руб.!

Стоить отметить, что и сам процесс нанесения маркировок заметно влияет на скорость процессов, говорит Савков. Пока на предприятии случается путаница при нанесении кодов. Их удаляют, печатают и наклеивают новые. При отгрузке на складе их необходимо «привязать» к накладной, и все это в разы замедляет рабочий процесс.

«Мы пробовали грузить тестовые машины. Вместо привычных 30 минут на одну машину у нас ушло 5 часов. Если раньше за сутки мы отгружали 30 машин, то сейчас мы сможем отгрузить 5-10 машин, не больше», – сказал Савков.

По его мнению, новые требования к маркировке шин могут привести к временному дефициту на рынке. Нечто похожее уже сейчас происходит на рынке лекарств, обязательную маркировку которых запустили с 1 июля, — из-за технических и организационных трудностей в аптеках появился дефицит востребованных препаратов. Шины – не лекарства, однако трудности тоже могут возникнуть. Несмотря на то что для оптовых и розничных продавцов новые требования по маркировке начинают действовать с 15 декабря, при закупке уже маркированных шин, они обязаны подать об этом информацию в ГИС.

Савков отмечает, что недавно проходил слет дилеров и те прямо сказали, что пока не готовы к нововведениям, и предупредили, что не смогут уже с 1 ноября приобретать маркированную продукцию.

Также Савков уже сегодня предвидит проблемы для сельхозпроизводителей, которые могут наступить с 1 марта, когда вся цепочка должна будет работать с маркированной продукцией. Эксперт не исключает, что кто-то накануне посевной кампании не сможет обновить шины на своей технике.

Главный плюс маркировки, как неоднократно заявляли ее разработчики, в абсолютной прозрачности и легальности рынка. Покупатель сможет проверить легальность маркированных шин, а также их характеристики с помощью приложения «Честный знак», для чего нужно будет лишь просканировать уникальный код Data Matrix, нанесенный на шину.

Однако менеджер по закупу торговой сети «Подкова» Олег Пономарев считает, что проблема контрафакта на рынке шин надумана, по факту ее не существует: «Сам процесс очень трудоемкий. Подделывать шины – это все равно, что заниматься производством фальшивых монет».

Пономарев считает, что обязательная маркировка шин неминуемо ударит по маленьким компаниям, которые торгуют покрышками. Он уверен, что сезонные интернет-магазины не потянут дополнительные затраты, для них этот бизнес окажется просто невыгодным.

Представитель «Подковы» также заявил, что и розничным торговым сетям предстоят существенные затраты. Ведь один сканер стоит 50-70 тыс. руб., а они должны быть не только в торговых залах, но и на складах.

Впрочем, по мнению эксперта, есть и плюсы от нововведений — впредь станет невозможным привозить шины из Китая «вчерную», поскольку вся продукция будет проходить через таможню, и ее движение можно будет отследить в ГИС.

Савков считает, что поскольку цены на шины измеряются в тыс. руб., то конечный цена вырастит, но не значительно! Клиенты, скорее всего не заметят этой разницы.

При этом эксперты отмечают, что повышение цены в любом случае перекроет уровень инфляции.

Share
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.