«Кордиант» дал прогноз по рынку шин в России

цены на шины 2019

Ограничения, которые были введены в России 30 марта 2020 года, уже сказались на отдельно взятых отраслях экономики. И если в некоторых случаях последствия пандемии проявятся лишь спустя определенный промежуток времени, то шинная отрасль, имеющая ярко выраженную сезонность, терпит убытки уже сегодня!

Российский шинный рынок является емким даже по сравнению со странами, имеющими более высокую степень автомобилизации населения: сказывается средний возраст парка, а также необходимость сезонной смены шин. Ежегодно в стране реализуется более 50 млн. шин, причем больше половины из этого объема локализовано и производится внутри страны.

Сейчас отрасль является социально значимой: по данным компании «Кордиант», в производстве шин на территории России занято около 250 000 человек, а в смежны отрослях (реализация, обслуживание) – до 1 000 000 человек.

В шинной компании отмечают, что после падения в 2014 г., вплоть до 2019 г., продажи легковых и грузовых ЦМК-шин демонстрировали положительную динамику. При этом прошлый год стал переломным для многих компаний: из-за аномально теплой зимы во многих регионах на территории России спрос на все типы зимних шин существенно снизился. Таким образом, показав отрицательную динамику, вся отрасль подошла к началу летнего сезона 2020 года с весомыми складскими запасами и в ожидании реализации отложенного спроса.

В рамках проработки мер по противодействую коронавирусу в начале апреля 2020 г. правительством был утвержден рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который не вошли автомобильные шины. И несмотря на то, что Минпромторг рекомендовал властям регионов включить шины в данный перечень, во многих федеральных округах до сих пор закрыты и посты шиномонтажа, и большая часть производственных мощностей. Так, на текущий момент сотрудники «Кордианта», которые заняты в производстве легковых шин, находятся на режиме самоизоляции, но работает высокоавтоматизированное производство ЦМК-шин, которое снабжает логистические компании и частных перевозчиков грузовыми шинами для снижения риска срыва поставок товаров первой необходимости.

Несмотря на вынужденный простой как производственного, так и реализующего звена, на 2020 г. по-прежнему запланирован запуск программы маркировки шинной продукции, внедрение которой невозможно без перевода всех участников рынка на системы электронного документооборота, отмечают в «Кордианте». «Большинство компаний из оптово-розничного звена не было готово к этому и в рамках плановой работы, а если учесть пандемию коронавируса, это ставит под удар поставки шин в том числе логистическим компаниям, которые доставляют товары первой необходимости. В данной ситуации было бы логично перенести запуск проекта на 2021 г.», — считают в компании.

Российский автомобильный рынок в марте показал уверенный рост, +4% по сравнению с мартом 2019 г., по публичным данным АЕБ. «Однако этот скачок отыгрывает не улучшение экономической ситуации, а повышение курсов валют и, как следствие, реализацию опасений потребителей о том, что автомобили существенно подорожают, — говорят аналитики шинной компании. — Опыт тех стран, в которых ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, были введены раньше, показывает катастрофическое падение продаж — в Европе рынок новых автомобилей сократился до -70% относительно аналогичного периода прошлого года».

В итоге, по предварительному прогнозу партнеров «Кордианта», продажи легковых шин в России в 2020 г. могут снизиться на 22%.

падение на 22%

Продажа легковых шин

«При этом речь идет лишь об оптовом звене: потери розницы, вкупе со снижением количества первичных продаж автомобилей, может потерять еще больше», — добавляют в «Кордианте».

Рынок грузовых ЦМК-шин, по прогнозам партнеров компании, вместе с сегментом грузоперевозок может потерять около 14%:

Продажа грузовых шин в России

Продажа грузовых шин

Все это, как говорят в компании, может привести к ряду последствий. В частности, некоторые компании, возможно, не смогут поддерживать прежнюю социальную политику в отрасли, где работает более миллиона сотрудников, а на дорогах появятся автомобили с изношенными шинами либо с шинами несоответствующего сезона, что приведет к снижению безопасности и повышенному износу дорожного полотна. Кроме этого, возможен срыв поставок товаров первой необходимости логистическим компаниям и ретейлерам из-за проблем в регионах с подготовкой к введению обязательной маркировки шинной продукции.

Согласно достаточно пессимистичному прогнозу «Кордианта», большое количество небольших компаний, которые занимаются розничными продажами шин, не сможет оперативно подготовиться к работе с маркировкой шин и ЭДО и, как следствие, либо понесет дополнительные крупные убытки, либо, учитывая текущую ситуацию, просто прекратит свою деятельность.

«Изменить текущее положение дел в отрасли может государственная поддержка, причем направленная не только на малый и средний бизнес, но и на крупные производственные компании», — резюмировали в «Кордианте».

Share
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.