Боестойкие колеса для армии

Нижнекамское ООО «Научно-технический центр „Кама“» разработало покрышки для новой десантируемой бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Такая, новость появилась вскоре после форума «Армия-2017». «Все намного интереснее: создана не одна, а целое семейство боестойких шин, а если говорить более точно, то речь идет о боестойких колесах, в конструкции которых использованы боестойкие шины. Настоящий прорыв в этой области!» — прокомментировал новость известный журналист, освещающий военную автомобильную тематику, и ВПК-блогер Александр Привалов.

Тайфун ВДВ

Так о чем речь? Боестойкими нижнекамские колеса делает установленное внутри них распорное резинометаллическое кольцо, которое в случае потери давления в шине (попадания в шину) не дает автомобилю сесть на диски. Это дает возможность экипажу выполнил задачу, выйти из зоны обстрела, ну и конечно вернутся к своим, на одной или на всех спущенных шинах, по дороге любой проходимости.

В России таких шин да и колес в целом не делали. «Проблему разработки боестойких шин поднимали еще в 1990-х, но реально что-то начали делать только в нулевых (тема „Равнина“), — говорит г-н Привалов. — Но после октября 2008 года все разработки по линии главного автобронетанкового управления были остановлены — ставку сделали на импорт. Например, все „Тайфуны-К“ 6х6, которые КАМАЗ поставил военным, оснащены французскими колесами и, соответственно, импортными шинами. Фактически во времена Сердюкова произошел серьезный откат назад. Вряд ли в НТЦ в те худшие времена полностью остановили разработки (но то, что они были существенно замедлены, очевидно), и как только стало понятно, что нужны отечественные боестойкие шины, разработчики предложили реальную конструкцию. Можно констатировать: в России впервые выполнены разработки, которые позволили осуществить серийное производство боестойких колес».

В 2012 г. минобороны и заводы-изготовители военной автомобильной техники (ВАТ) бросили клич — обратились к шинным компаниям с предложением разработать боестойкие колеса. Откликнулся, по словам главного конструктора «Камы» Марата Хафизова, только НТЦ. «Военные и автомобилестроители указали, что современные образцы колесной техники обладают повышенными техническими требованиями, а нынешние шины их не обеспечивают, — рассказал он. — У нас были инициативные разработки, которые финансировались „Татнефтью“ в рамках наших текущих работ [НТЦ создан в 2007 году на базе центральной заводской лаборатории и проектно-конструкторского отдела ОАО „Нижнекамскшина“, входит в нефтехимический комплекс ПАО „Татнефть“]. Тогда была техническая возможность изготовления шины только одного размера, тем не менее, в ходе ее разработки мы получили кое-какие знания, опыт, и потом решили взяться за другие размеры, но уже при поддержке руководства „Татнефти“ — без этого проект бы не состоялся, поскольку не было технической возможности изготовления этих шин».

Военным был необходим комплекс: диск, боевая вставка, шина, гель, снижающий трение при пробое. По словам главного конструктора, иностранные коллеги — французы, англичане, турки — производят только вставку, клапаны, систему подкачки, а шины используют от Michelin, Goodyear, Pirelli, у НТЦ же покупной только диск. «С дисками проблемы. Да, есть партнерские отношения с Челябинским кузнечно-прессовым заводом, но пока не все хорошо получается». А выбирать, по словам г-на Хафизова, особо не из чего: рынок колесных дисков для грузовиков в России неразвит, поскольку они, в отличие от шин, служат долго — как правило, весь цикл эксплуатации машины.

Колеса для бронитехнике

Насколько оригинальна разработка? «Такими колесами занимались многие еще в советские времена, — объясняет главный конструктор, — но к серии в том исполнении, которое делаем мы сейчас, никто не подошел. Конечно, мы опирались на опыт коллег, но есть и свои изобретения, которые патентуем». Созданы колеса 3-х размеров, закрывающих большую часть потребностей минобороны. По словам г-на Привалова, на «Армии-2017» они были представлены на стенде не только НТЦ, но и КАМАЗа с АО «Ремдизель». В них были «обуты» все семейства их защищенных автомобилей: и «Мустанги», и «Торнадо», и «Тайфуны-К»!

Share
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.